
Цыденов объяснил закон о рубках на Байкале угрозой катастрофического селя
Закон, разрешающий сплошные рубки в зоне вокруг Байкала, необходим в том числе для защиты от катастрофического селя, который сходит раз в 50 лет и может разрушить Транссиб и хранилища вредных веществ на территории закрытого Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК), рассказал в интервью РБК глава Бурятии Алексей Цыденов.
На территории БЦБК находятся карты-накопители с вредными веществами, например, шлам-лигнином (отход коагуляционной обработки сточных вод целлюлозно-бумажных предприятий), объяснил он Над ним накопился сель. «Сели катастрофического уровня сходят раз в 50 лет. Последний был в 1972 году. Сейчас уже Российская академия наук, Институт земной коры прогнозируют — в ближайшее время сойдет большой сель. Он может перекрыть дорогу и Транссиб пробить. И вытолкнуть эти карты с накопленной нехорошей субстанцией в Байкал», — пояснил он.
Для того, чтобы это предотвратить, необходимо сделать бетонные селезащитные сооружения, для чего нужно спилить какое-то количество деревьев. Но из-за отсутствия нормы о сплошных рубках этого сделать нельзя, говорит глава республики.
Кроме того, необходимо отремонтировать федеральную дорогу Москва-Владивосток, которая идет вдоль Байкала. Однако она одна, альтернатив нет, и для ремонта необходимо сделать временный объезд рядом, поясняет он. Для этого нужно расчистить участок леса, что также пока запрещено законом.
«Всегда важно понимать, о чем говорим, — подчеркнул Цыденов. — Вот взять сказку «Красная шапочка», там суть в том, чтобы спасти Красную шапочку, а не устроить геноцид волков. С законом о Байкале примерно та же ситуация. С нас спрашивают, почему мы хотим устроить геноцид волков, а мы за то, чтобы Красную шапочку спасти».
По его словам, принятие закона позволит обеспечить должный уровень пожарной защиты поселков, построить очистные сооружения и решить другие накопившиеся проблемы местных жителей.
Законопроект, о котором идет речь, был внесен в Госдуму в июне 2023 года. В этой версии содержалась норма, разрешавшая сплошные рубки в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в том числе для строительства и эксплуатации не только селезащитных и гидротехнических сооружений, но и гостиниц, кафе, туалетов, автомобильных дорог и так далее.
После этого законопроект лежал без движения год, пока в июне 2024-го не стали появляться разные версии ко второму чтению. Последняя из них содержала поправки, которые разработало Минприроды. Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила их в июле этого года. В них норма о допустимости сплошных рубок сохранилась. Согласно проекту поправок, такие рубки будут разрешены, если выборочные рубки не смогут обеспечить замену лесных насаждений (сейчас в законе установлен запрет на сплошные рубки в центральной экологической зоне Байкальской природной территории).
Кроме того, планируется разрешить переводить земли лесного фонда, занятые защитными лесами, в земли других категорий для размещения определенных объектов — гидро- и селезащитных сооружений, автомобильных дорог, объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, а также кладбищ.
Поправки предусматривают, что вопросы о согласовании проекта перечня земель, на которых допускаются сплошные рубки, а также проекты документов по переводу таких земель будет рассматривать специальная комиссия. В нее войдут депутаты, сенаторы, представители администрации президента, правительства, ФСБ, высшие должностные лица Иркутской области и Бурятии.
Пока законопроект не был вынесен на этап второго чтения.
Законопроект, принятый в первом чтении, а также последующие версии ко второму, критиковали ученые и экологи. Они уверены, что с проблемами, на решение которых направлен законопроект, можно справиться и без разрешения сплошных рубок, с помощью действующих механизмов. Однако, если сплошные рубки разрешат, это приведет к масштабным злоупотреблением, считают ученые.
Помимо этого, они утверждают, что рубки, которые ведутся с использованием тяжелой техники, приведут к резкому росту эрозии почвы и попаданию ее в воды Байкала. Существует и вероятность роста пожарной опасности. Свою обеспокоенность «неопределенной правовой защитой Байкала» выражал и Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО.
«К нам в декабре 2023 года приезжала миссия ЮНЕСКО. Они ездили по Байкалу, смотрели этот законопроект. Мы им показывали участки, где у нас проблемы с мостами, с очистными и так далее. Они говорят: у ЮНЕСКО вопросов нет. Однако наши отдельные активисты в инициативном порядке направляют ЮНЕСКО сообщения о том, что сейчас на Байкале хотят снизить экологические требования. ЮНЕСКО, естественно, говорит, что требования снижать не надо. Мы и не снижаем экологические требования, мы их, наоборот, ужесточаем этим законопроектом», — отвечает критикам законопроекта глава Бурятии.