Власти сохранят надбавку к тарифу РЖД на перевозку порожних вагонов
Индексация тарифа РЖД на порожние рейсы универсальных вагонов (в частности, полувагонов, используемых для транспортировки широкой номенклатуры насыпных грузов, например угля и металлургической продукции) в размере 10%, в прошлом году вводимая как временная мера, будет проведена и в следующем году. Это следует из опубликованного проекта приказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Тарифы на контейнерные перевозки также будут проиндексированы на 5%.
Как указано в пояснительной записке к проекту, «эффекты от реализации предлагаемых тарифных решений выступают необходимым фактором достижения сбалансированности финансовой модели компании и играют ключевую роль в формировании источников финансирования масштабной инвестиционной программы, что в конечном итоге будет способствовать развитию пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, обеспечению безопасности и бесперебойности перевозочного процесса и удовлетворению в полном объеме растущих потребностей в вывозе продукции, ограничений по привлечению заимствований и снижения выручки в условиях падения грузооборота».
Ранее о принятом решении о продлении индексации рассказывали источники РБК на транспортном рынке. По их данным, правительство предложило сохранить и зафиксировать на постоянной основе коэффициент к тарифу на порожний пробег универсальных вагонов (помимо полувагонов, это также крытые вагоны и платформы). Эту идею, в частности, поддержал вице-премьер Виталий Савельев, указали собеседники РБК.
В аппарате Савельева отказались от комментариев. В РЖД, в свою очередь, отметили, что текущий тариф покрывает лишь около 60% затрат на организацию перевозок порожних вагонов. По оценкам компании, убыток в этом сегменте в прошлом году составил 209,7 млрд руб., но благодаря индексации удалось повысить экономическую эффективность перевозочного процесса без дополнительной нагрузки на конечного клиента. Кроме того, эта мера послужила операторам вагонов стимулом к формированию эффективной логистики. «РЖД не имеют возможности регулировать работу парка в соответствии с актуальными потребностями, а оператор подвижного состава законодательно не вписан в технологию организации перевозок», — пояснил представитель РЖД.
Надбавки к общей индексации грузовых тарифов РЖД в виде повышения стоимости порожних рейсов были утверждены ФАС, базовая индексация при этом составила 13,8%. Изначально, напоминает источник РБК на транспортном рынке, дополнительная индексация была заявлена как временна мера в целях улучшения эксплуатационных показателей сети, а именно снижения коэффициента порожнего пробега. Об этом же ранее в письме в адрес министра промышленности Антона Алиханова сообщала ассоциация «Русская сталь» (РБК ознакомился с документом), указывая, что за год уровень порожнего пробега увеличился с 39 до 41%.
Чистая прибыль РЖД по МСФО упала в 2024 году в 3,4 раза, до 50,7 млрд руб., суммарные доходы выросли на 9,2%, до 3,3 трлн руб. В первом полугодии текущего года спад чистой прибыли продолжился — она составила 4,4 млрд руб., что в 26 раз меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, доходы выросли на 11%, до почти 1,7 трлн руб.
Против 10-процентной индексации тарифов на порожний пробег ранее выступали в Союзе операторов подвижного состава (СОЖТ, объединяет крупнейших игроков рынка — Первую грузовую компанию, «Трансойл», Национальную транспортную компанию и других). И в СОЖТе, и в «Русской стали» апеллировали к риску усиления оттока грузов, прежде всего металлургических, с железной дороги на автотранспорт. По оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), за восемь месяцев текущего года около 5 млн т металлопродукции переключилось с железнодорожного на альтернативные виды транспорта. СОЖТ тогда адресовал свою позицию Савельеву (обращение есть в распоряжении РБК).
Последнее повышение тарифов при высокой ключевой ставке, отмечали в СОЖТ, усилило ценовое давление на рынок, и, как следствие, усугубило тренд падения погрузки и объемов перевозок на сети РЖД (за девять месяцев показатель сократился на 6,7%, в сентябре темпы спада несколько замедлились за счет восстановления перевозок зерна). Собственники вагонов при этом «не просто проявляли максимальную ценовую гибкость», но также гарантировали вывоз предъявляемых объемов продукции в срок.
Операторы были вынуждены предпринимать «беспрецедентные меры», борясь за сохранение каждой вывозимой тонны груза на железной дороге, в том числе снижением цен на предоставление вагонов (по оценке Информационного центра операторов, в августе ставки аренды типовых полувагонов достигли десятилетнего минимума, упав до 600-900 руб. за вагон в сутки), что в 2025 году позволило частично компенсировать грузоотправителям указанный рост тарифов РЖД.
Контейнерные операторы, в свою очередь, просили о заморозке тарифов. Об этом в ходе Восточного экономического форума заявлял исполнительный директор Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП, объединяет крупнейших операторов сегмента) Сергей Авсейков, упомянув о планах РЖД повысить на 5% стоимость транспортировки контейнеров и дополнительно 15%-ой индексации на отдельных направлениях. При этом, указывал он, общая контейнерная ставка на 30% ниже железнодорожного тарифа, а любое повышение тарифов ускорит переориентацию грузов на автотранспорт. По данным ЕСП, отправка грузов в контейнерах по железной дороге за первое полугодие снизилась на 5%, а автомобильные перевозки выросли на 11%.
На предложение о фиксации тарифов Авсейкову ответила замгендиректора РЖД Ирина Магнушевская: поскольку компания существенно инвестирует в развитие инфраструктуры, заморозка тарифов будет нецелесообразной. «Мы стараемся комплексно подходить к решению всех вопросов и конечно к вопросам тарифов, и это первое. Второе — мы как монополия, нас все контролируют, все тарифы будут обсуждаться, и по тарифам будет приниматься общее решение», — сказала она.
Как указывает источник РБК на транспортном рынке, сейчас повышение тарифа не окажет влияния на участников перевозочного процесса. «Все изменения, которые могли быть произведены, они были произведены еще в начале 2025 года, когда дополнительно проиндексировали порожняк. Поскольку сейчас ничего по отношению к 1 января не меняется, это не даст ни лучшего, ни худшего эффекта», — заключил он. Ставка предоставления подвижного состава определяется прежде всего наличием грузовой базы и количеством парка, поэтому ожидать подорожания аренды вагонов не приходится, скорее она продолжит снижаться — предельный уровень каждая компания определяет самостоятельно в зависимости от, например, степени закредитованности и ряда других расходов.
Факторами переключения грузов на другие виды транспорта в течение этого года выступают проблемы с организацией перевозок на железной дороге, согласованиями перспективных объемов (по данным Института экономики и развития транспорта, входящего в РЖД, в сентябре грузоотправители не предъявили к перевозке 2,5 млн т угля по ранее согласованным заявкам; в апреле компания охарактеризовала эту ситуацию как новый вызов, назвав такое поведение поставщиков «читерством»), обеспеченностью порожними вагонами, привлекательные ценовые и другие условия со стороны автоперевозчиков, говорит Владимир Савчук, замгендиректора ИПЕМ.
Наибольшее давление индексация порожнего пробега и ее включение на постоянной основе окажет на грузоотправителей с большим порожним пробегом — например, сырьевые компании, в том числе в части завоза сырья на меткомбинаты. В то же время для перевозок металлопродукции, которая, как правило, грузится в полувагоны после выгрузки сырья на меткомбинатах, влияние будет минимальным. «Конкуренты железнодорожного транспорта ведут сбалансированную тарифную политику, в том числе снижая стоимость своих услуг. Дополнительная индексация может создать дополнительные стимулы для переключения грузов третьего и частично второго тарифного класса (к ним относится сырье, дешевле готовой продукции из первого класса. — РБК)», — полагает Савчук.
Читайте РБК в Telegram.