В России предложили снизить возраст ответственности за диверсии до 14 лет
Депутаты Госдумы предложили ужесточить наказание за диверсионно-террористическую деятельность, снизив возрастную планку ответственности за преступления до 14 лет. Соответствующий законопроект размещен в думской электронной базе.
Сейчас уголовная ответственность наступает с 16-летнего возраста (ст. 20 УК). Однако в той же статье есть исключение: за совершение ряда преступлений наказывают с 14 лет. Это, например, убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение, изнасилование, теракт, обучение терроризму и так далее. Авторы законопроекта предлагают расширить этот перечень и добавить к нему диверсию, содействие диверсионной деятельности, прохождение обучения в целях осуществления диверсии, организацию диверсионного сообщества и участие в нем. Помимо этого, в список предлагается включить содействие террористической деятельности, организацию террористического сообщества, организацию деятельности террористической организации.
Если поправки будут приняты, число преступлений, за которые наказывают с 14 лет, вырастет с 32 до 39.
В пояснительной записке говорится, что таким образом депутаты «восполняют законодательный пробел».
Этим же законопроектом предлагается ввести наказание вплоть до пожизненного лишения свободы за вовлечение несовершеннолетних в диверсионную деятельность и отменить сроки давности для всех преступлений диверсионной направленности.
Изменения предлагается внести в ст. 205 («Террористический акт») и ст. 281 («Диверсия») Уголовного кодекса. Соавторами поправок выступили 419 депутатов во главе с председателем Госдумы Вячеславом Володиным и руководителями всех фракций. Инициативу уже поддержали Верховный суд и правительство.
Председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев («Единая Россия») заявил, что снижение возраста ответственности за диверсии «имеет важное профилактическое значение». «Особенно важно защитить детей и подростков от вербовки в деструктивные сети. Спецслужбы противника все чаще стараются вовлечь в совершение диверсий школьников, убеждая, что им за это, в силу малого возраста, ничего не будет», — написал он в телеграм-канале.
В пояснительной записке говорится, что принятие поправок позволит создать «дополнительный механизм противодействия и упреждения вовлечения лиц в диверсионно-террористическую деятельность», а также повысить гарантии безопасности россиян.
Согласно статистике, которую приводят авторы законопроекта, за последние годы число совершенных преступлений диверсионной направленности выросло в разы. Если за 2019 — 2023 годы по ст. 281 УК было осуждено 13 человек, то уже в 2024 году — 48 человек.
Ранее предложение о снижении возраста уголовной ответственности с 16 до 14 лет по некоторым составам преступлений поступало от Генпрокуратуры. Замминистра юстиции Елена Ардабьева говорила, что ведомство, в частности, предлагает включить в список уничтожение или повреждение памятников воинской славы.
Летом юристы обратили внимание на новую категорию преступников, появившуюся после начала боевых действий на Украине — тех, кого мошенники обманом или запугиванием вынудили совершить преступление террористической направленности, например, поджечь релейные шкафы, военкоматы, здания администраций. Как правило, такие преступления совершают наиболее уязвимые категории населения: пожилые и несовершеннолетние. Юристов обеспокоило то, что тех, кто совершил преступление сознательно, и тех, кто считал, что помогает Родине, судят по одним и тем же статьям.
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов, президент Адвокатской палаты Москвы Сергей Зубков предлагал разграничить в законодательстве обстоятельства совершения таких преступлений, чтобы таких людей не рассматривали «наравне с настоящими террористами».
Управляющий партнер московской коллегии адвокатов «Аронов и партнеры», профессор Высшей школы экономики Александр Аронов подчеркивал, что дети, как правило, не имеют опыта общения с правоохранителями и их легко обманом втянуть в совершение преступления. «Для того чтобы 14-летний или 15-летний ребенок понял, что он совершает террористический акт, он должен хотя бы знать, что это такое и какие должны возникнуть последствия. А когда он верит в то, что с ним разговаривает сотрудник правоохранительных органов, он не совершает террористический акт. Он считает, что помогает Родине в настоящий момент, сотрудничая со следствием», — пояснял он.
Глава комитета по госстроительству и законодательству Госдумы Павел Крашенинников, оценивая предложения адвокатов, напоминал, что сейчас суд, принимая решение, обязан учитывать характеристику человека и в целом субъективную сторону преступления.
Читайте РБК в Telegram.