Blitz
0
0

Почему Трамп пригрозил Колумбии военным вторжением

В минувшие выходные Дональд Трамп пригрозил Колумбии силовым ответом, если ее власти сами не справятся с наркотрафиком. Так американский президент отреагировал на заявление президента республики Густаво Петро о том, что США нарушили суверенитет Колумбии и оказались причастны к гибели простых колумбийцев. Петро, в частности, сообщил, что жертвой одной из сентябрьских атак американских военных в Карибском море стали не наркоторговцы, а местные рыбаки. «Представители правительства США совершили убийство и нарушили наш суверенитет в территориальных водах. Рыбак Алехандро Каранса не имел связей с наркоторговлей, его ежедневной деятельностью была рыбалка», — написал Петро 19 октября в соцсети X.

В ответном посте в Truth Social глава Белого дома назвал колумбийского президента «лидером наркобизнеса», который способствует массовому производству незаконных веществ. «Петро, низкорейтинговый и крайне непопулярный лидер, дерзко высказывающийся в адрес Америки, должен немедленно закрыть эти смертоносные поля, иначе Соединенные Штаты закроют их за него», — пообещал Трамп.

Кроме того, он объявил о прекращении со стороны США всякой финансовой поддержки республики, в том числе предназначенной для борьбы с наркоторговлей. «Несмотря на значительные финансовые вливания от США, он [президент Петро] не предпринимает шагов для их пресечения. Эти выплаты оказались долгосрочной аферой против США», — отметил американский лидер.

Петро, комментируя слова Трампа, заявил, что тот введен в заблуждение советниками и окружением. «Главным врагом наркоторговли в Колумбии был тот, кто раскрыл ее связи с политической властью Колумбии. Это был я. Я рекомендую Трампу лучше изучить Колумбию и определить, на чьей стороне находятся наркоторговцы, а на чьей — демократы», — написал Петро в своем аккаунте.

20 октября глава МИД Колумбии Роса Йоланда Вильявисенсио Мапи заявил, что посол республики в Вашингтоне отозван для консультаций с главой государства. «В ближайшие часы правительство проинформирует о принятых решениях», — говорится в сообщении ведомства в X.

Напряженность в отношениях США и Колумбии стала следствием военной кампании, ведущейся американским флотом в Карибском море и направленной на пресечение наркотрафика. По данным The New York Times, еще в начале августа американский президент подписал секретную директиву, позволяющую применять военную силу против представителей латиноамериканских наркокартелей, прежде всего венесуэльских. К концу лета США разместили у берегов республики флотилию в составе семи кораблей (личный состав — около 4,5 тыс. человек). В ответ президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил мобилизацию в Боливарианскую национальную полицию (PNB).

Кроме того, США нанесли несколько ракетных ударов по венесуэльским катерам, в основном в международных водах Карибского моря. В результате погибли 27 человек. Американская сторона утверждает, что этот флот занимался перевозкой наркотиков. Венесуэла настаивает на том, что США выдвигают эти обвинения «без каких-либо доказательств». Республика также попросила вмешаться в ситуацию Совет Безопасности ООН. В середине октября власти Венесуэлы приняли решение о переброске войск на карибское побережье. Мадуро заявил, что будут мобилизованы около миллиона ополченцев.

Посол Венесуэлы в России Хесус Рафаэль Саласар Веласкес заявил на брифинге 14 октября, что Вашингтон использует борьбу с наркотрафиком как предлог для вторжения в страну.

Несмотря на то что Колумбия, как и США, не признает победы Мадуро на выборах 2024 года, Петро неоднократно критиковал действия американских военных в Карибском бассейне, осуждая «насильственные действия» в отношении Венесуэлы. Примечательно, что высокопоставленные американские чиновники допустили в недавней беседе с журналистами The Washington Post, что истинной целью операции в Карибском бассейне является смена режима в Венесуэле. Совсем недавно, как сообщает The New York Post, Трамп приказал развернуть у берегов республики 160-й авиационный полк специального назначения, известный как «Ночные сталкеры».

Петро также утверждает, что рост производства запрещенных веществ в Латинской Америке — это следствие роста их потребления как раз в США. «В борьбе с производителями и торговцами кокаином сложилось своего рода разделение труда: Колумбия фактически обеспечивает финансирование и гибель людей в этой борьбе, в то время как США обеспечивают потребление. Потребление в США и растущее потребление в Европе стали причиной 300 тыс. убийств в Колумбии и миллиона смертей в Латинской Америке», — написал колумбийский лидер в X 20 октября.

Колумбия — крупнейший в мире производитель кокаина, значительная часть которого попадает в США. Согласно опубликованному в июне докладу Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), страна побила мировой рекорд по объему производимого кокаина — по данным, собранным до 2023 года, на Колумбию приходится 67% мировых посевов коки, а объем ее производства увеличился на 53% по сравнению с 2001 годом.

США на протяжении нескольких десятилетий оказывали финансовую поддержку Колумбии, выделяя средства на программы, направленные на борьбу с наркотрафиком. Одна из инициатив в этой области предполагала помощь колумбийским фермерам, которые решились бы отказаться от выращивания коки в пользу других сельскохозяйственных культур, например какао. Как отмечает издание El Tiempo, полная приостановка американской помощи, о которой объявил Трамп, поставит под угрозу все программы сотрудничества между странами, в первую очередь именно в области борьбы с наркотрафиком. При этом многие из инициатив уже свернуты после решения нынешней администрации США закрыть Агентство США по международному развитию (USAID).

Главный научный сотрудник Института Латинской Америки РАН Збигнев Ивановской отметил в беседе с РБК, что политика Трампа не всегда предсказуема, однако вряд ли стоит ожидать прямого военного конфликта между США и какой-либо из стран Латинской Америки. «Речь идет скорее о политическом давлении США на те страны Латинской Америки, с которыми у них и без того сложные отношения, то есть с левыми режимами региона (президент Колумбии Густаво Петро одержал победу на выборах в 2022 году, будучи кандидатом левой коалиции «Исторический пакт». — РБК). Под предлогом борьбы с наркотрафиком Соединенные Штаты усиливают политическое и экономическое давление на нелояльные правительства», — уверен эксперт.

При этом, продолжает он, даже власти Колумбии признают, что за последние годы расширились посевные площади наркосодержащих культур, увеличилось производство кокаина и вырос объем наркотрафика, что связано в первую очередь с ростом спроса. «В Боготе признают, что альтернативные методы борьбы с производством наркотиков, в том числе проекты по замене коки другими сельскохозяйственными культурами, не дают ожидаемого эффекта. Президент Петро также пытался в рамках своей концепции «полного и целостного мира» договориться с криминальными структурами, но у него не получилось. В то же время сотрудничество Колумбии с США, в том числе и в области борьбы с наркоторговлей, после прихода Петро к власти стало сворачиваться», — напоминает Ивановский. Тем не менее, полагает он, «до открытого столкновения все-таки дело не дойдет».

Профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ Виктор Хейфец считает, что США не будут доводить отношения с Колумбией даже до эскалации венесуэльского уровня. «Если военная операция в Венесуэле становится все более и более вероятной, хотя это еще не предопределено, то относительно Колумбии даже близко нет ничего подобного прежде всего потому, что это не нужно ни американцам, ни колумбийцам», — заявил РБК эксперт. Он отмечает, что в случае с Колумбией американцы не смогут списать необходимость военного ответа на авторитарный режим. «Колумбийские власти избраны на законных выборах, которые признали все страны региона. Кроме того, в следующем году президент Петро и так покидает свой пост», — продолжает эксперт.

По оценке Хейфеца, если США все же решатся на две военные операции одновременно, хотя это и крайне маловероятно, то успех любой из них становится менее очевидным. «Сил у США больше, чем у Колумбии и Венесуэлы вместе взятых. Однако вероятность возможных потерь американской армии при таком сценарии становится значительно больше. Другое дело, что в отличие от Венесуэлы у Колумбии нет столь же мощной системы ПВО, но зато есть ряд фактически американских баз. То есть начнется масштабная сухопутная операция, которая в итоге сможет спровоцировать новый всплеск колумбийского внутриполитического военного конфликта. Гарантированно активизируются местные партизанские движения, причем с непредсказуемыми последствиями для всего региона», — отмечает эксперт.

В 2009 году США и Колумбия подписали соглашение, согласно которому американские военнослужащие получили доступ к семи колумбийским военным базам на срок до десяти лет, в том числе с целью борьбы с наркоторговлей. При этом в документе подчеркивалось, что использование баз и объектов американским персоналом должно быть предварительно согласовано с правительством латиноамериканской страны. Колумбийская армия сохраняет оперативный и административный контроль над всеми объектами.

«Президент Бразилии Лула правильно сказал, что Трамп вообразил себя «императором земного шара». Ему хочется показывать все больше и больше побед. Для этого он использует классическую схему агрессивных бизнес-переговоров: сначала максимально надавить на партнеров, а затем подать их даже самые минимальные уступки как великолепное достижение», — заключает Хейфец.



Комментарии

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив