
Резолюции ООН: ключевые решения по Украине, России и миру
Содержание:
- Что такое резолюция ООН
- Какие резолюции принимает ООН
- Как принимаются резолюции ООН
- Известные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН
- Известные резолюции Совета безопасности ООН
- Что включают резолюции
Содержание:
Резолюция (лат. resolutio, «развязывание», от глагола resolvō — «освобождать», «развязывать») — это постановление, которое принимает должностное лицо, совещательный орган, собрание или съезд. В современном обиходе чаще всего так называют акты, которые принимают международные и межправительственные организации, в первую очередь Организация объединенных наций (ООН).
Резолюции ООН служат выражением официального мнения или воли какого-либо органа ООН. Такие документы могут принимать Совет безопасности, Генеральная ассамблея и Экономический и социальный совет организации. Как правило, резолюции не являются обязательными к выполнению, однако они имеют моральный и политический вес, а некоторые со временем становятся нормами международного права. Резолюции касаются как широкого спектра международных вопросов и проблем, так и внутренних правил работы ООН.
Несмотря на то, что понятие «резолюция» отсутствует в Уставе ООН, резолюции принимают все основные органы организации, в том числе Совет безопасности, Генеральная ассамблея, Экономический и социальный совет и Совет по правам человека. Это наиболее важные органы ООН, поэтому их резолюции издаются отдельными документами.
Резолюции Совета безопасности ООН, принимаемые в соответствии с 7-й главой Устава ООН, имеют обязательный характер (ст. 25). Они касаются преступлений против мира, безопасности и актов агрессии. В 1971 году консультативное заключение по Намибии Международного суда ООН уточнило критерии обязательности резолюции Совбеза.
В Совбезе процесс составления и принятия резолюции регулируется правилами процедуры и неписаными обычаями. Он может инициироваться любым членом Совета безопасности в одиночку или в соавторстве, но на практике примерно с 2005 года резолюции инициируют постоянные члены ООН в соответствии с географической спецификой или определенной тематикой. Страны-члены СБ могут представить больше одного проекта резолюции по какому-либо вопросу, в таком случае проводится голосование за лучший из них.
Сначала проект резолюции обсуждается на уровне экспертов от делегаций каждой из стран-участниц, в отдельных затруднительных и важных случаях — на уровне постпредов или их замов. Эти обсуждения неформальны, там не ведется записи, и в них могут участвовать другие заинтересованные члены ООН и представители международных организаций. На финальных этапах консультаций страны-авторы выносят проект резолюции на «процедуру отсутствия возражений». В случае молчания других сторон резолюцию передают в секретариат, где ей присваивается заголовок, номер, а текст переводится на пять официальных языков ООН, после чего у членов СБ есть 24 часа на финальные согласования перед голосованием. Для принятия проекта нужно 9 голосов из 15, включая всех пятерых постоянных членов. Как правило, резолюции принимаются на открытых официальных заседаниях Совбеза. Некоторые резолюции представляют собой актуализированные тексты предыдущих документов, поэтому на обсуждение выносятся только поправки и изменения. До вынесения резолюции на голосование любой член Совбеза может присоединиться к инициативе и стать соавтором документа, иногда к этому допускаются и не входящие в СБ заинтересованные члены ООН, обладающие необходимой экспертизой.
Резолюции Генассамблеи ООН принимаются в соответствии с Уставом и правилами процедуры. Обычно их проекты инициируют в рамках одного из шести главных комитетов. Если члены комитета ее утверждают, то орган специальным докладом рекомендует проект к принятию Генассамблее. После этого проводятся прения для согласования текста. Последние годы распространяется процедура принятия резолюций консенсусом (лат. сonsensus, «согласие») — документ считается принятым, если не поступило возражений со стороны каждой из 193 стран. Так принимается большинство (80%) резолюций. Это не означает, что все 193 страны должны быть согласны с каждым параграфом или словом текста, они также могут изложить свои замечания.
В случае проведения голосования каждая страна может проголосовать «за», «против» или воздержаться. Право голоса имеют все, за исключением тех стран, чья двухгодичная задолженность по взносам в бюджет ООН превышает сумму причитающегося платежа, однако в случае невозможности страны пополнить казну организации по не зависящим от нее обстоятельствам она все равно допускается к голосованию. Голосовать могут как за текст целиком, так и последовательно за каждый его параграф. Большинство решений требуют либо простого, либо квалифицированного большинства (две трети голосов), при этом для определения большинства считаются только те, кто проголосовали «за» или «против». Таким образом, если, например, «за» или «против» проголосовали 93 страны, то простым большинством будет считаться 47 голосов, а квалифицированным — 62. Воздержавшиеся и отсутствовавшие учитываться не будут.
Большинство резолюций Генассамблеи — рекомендательные, обязательными к исполнению являются только те, которые касаются внутренних правил работы организации, институциональных, административных и бюджетно-финансовых вопросов, в частности финансирования миротворческих миссий. Широкого внимания публики такие документы обычно не привлекают.
Необязательные к исполнению резолюции все же имеют значительное моральное и политическое значение, они служат способом выражения позиции стран, их положения иногда становятся частью международного права. Среди важных резолюций ГА ООН можно выделить:
резолюция № 181 (II), принятая в ноябре 1947 года, санкционировала раздел Палестины на два государства — еврейское и арабское, с Иерусалимом под управлением международной администрации;
резолюция № 217 А (III), принятая в декабре 1948 года, приняла Всеобщую декларацию прав человека;
резолюция № 377 A (V) «Единство в пользу мира», принятая в ноябре 1950-го, наделяла Генассамблею правом действовать в условиях, когда Совбез не может достичь единогласия, и ввела механизм «чрезвычайной специальной сессии» для этого;
резолюция № 1761 (XVII), принятая в ноябре 1962-го, призвала к ликвидации политики апартеида в ЮАР, а также к дипломатическому и экономическому бойкоту против режима белого меньшинства;
резолюция № 3314 (ХХIХ), принятая в декабре 1974 года, содержала определение агрессии;
резолюция № 68/262 (A/RES/68/262) о территориальной целостности Украины, принятая в марте 2014 года, не признавала законности вхождения в состав России Крыма и Севастополя. За нее проголосовали 100 стран, 58 — воздержались, Россия и еще десять государств высказались против;
резолюция ES-11/2 от 24 марта 2022 года осудила военные действия России в Украине. Ее поддержали делегации 141 страны, пять высказались против (Россия, Белоруссия, КНДР, Эритрея и Сирия).
Резолюции СБ ООН чаще всего принимаются в ответ на какие-либо конфликты, кризисные ситуации и угрозы международной безопасности. Такими документами вводятся санкции, создаются международные трибуналы, инициируются военные действия против государства-агрессора, утверждаются мандаты миротворческих миссий. Среди важных резолюций СБ ООН можно выделить:
Резолюции ООН обычно состоят из двух частей. Документ начинается с преамбулы (от позднелат. praeambulus — «предшествующий»), в которой излагается мотивы какого-либо органа для ее принятия, и постановляющей («оперативной») части с изложением мнений или предлагаемых органом ООН мер. Как правило, она разбита на параграфы. Иногда к резолюциям полагаются приложения. По сути, резолюция представляет собой одно большое сложносочиненное предложение, смысловые блоки которого оформлены графически выделенными деепричастиями (в преамбуле) и глаголами (в постановляющей части).
Каждой резолюции присваивается уникальный номер, состоящий из букв и цифр в определенном порядке. В принятой ныне в ООН системе условных обозначений латинской буквой S помечают резолюции Совбеза (от англ. Security), A — Генассамблеи организации (сокращение от Assembly), RES — собственно тип документа (от англ. Resolution). Некоторые резолюции принимаются на специальных и внеочередных специальных сессиях и поэтому получают соответственно пометки S (от Special) или ES (от Emergency Special).
Резолюции Совбеза составляются по формуле S/[год]/[порядковый номер]. До 1993 года использовалась формула S/[порядковый номер] (без указания года). Резолюциям Генассамблеи присваиваются индексы по формуле A/RES/[порядковый номер сессии]/[порядковый номер документа], до 1975-го номер сессии указывался римскими цифрами. Например, A/RES/ES-8/2 будет означать 2-ю резолюцию 8-й чрезвычайной специальной сессии Генассамблеи ООН (по Намибии), а A/RES/217 (III) — 217-ю резолюцию, принятую на 3-й сессии Генассамблеи, которая проходила в 1948-1949 годы (она приняла Всеобщую декларацию прав человека).