
Дума предложила исключения из медицинской реформы
Отработку с наставником после окончания медицинского вуза стоит исключить для выпускников фармацевтических специальностей, а также стоматологов. С таким предложением в среду выступил комитет Государственной думы по охране здоровья в ходе обсуждения законопроекта об изменениях в медицинское образование, передает корреспондент РБК.
Последнюю версию проекта, разработанного Министерством здравоохранения, внесли в нижнюю палату парламента в конце августа. Он предполагает, что все студенты, поступившие на бюджетные места медицинских и фармацевтических направлений, должны будут в течение года заключить договор о целевом обучении. Штраф за неисполнение обязательств как для студента, так и будущего работодателя, будет в три раза превышать стоимость обучения.
К тому же, изменения планируется внести в порядок аккредитации: после окончания вуза и прохождения первичной аккредитации молодой специалист должен будет три года работать под руководством наставника. В таком случае через пять лет он сможет пройти периодическую аккредитацию и подтвердить право на работу. Если такой отработки не будет, врачу придется заново пройти первичную аккредитацию, которая включает тестирование и практику. Студенты, которые отучились за деньги также должны будут пойти этап наставничества для получения периодической аккредитации. Это будет возможно сделать в государственной или частной клинике, которая работает в рамках ОМС.
Предложения Комитета по охране здоровья к проекту на заседании представил его глава Сергей Леонов. Он отметил, что стоит проработать перечень специальностей, после получения которых молодые специалисты должны будут работать под руководством наставника, отметив, что у обучавшихся фармации и стоматологии может возникнуть дефицит возможных мест для работы. Также, по мнению, Леонова, стоит освободить от работы с наставником выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
К тому же комитет предложил сократить сроки наставничества до двух лет для молодых врачей, который поедут работать в села, районы Крайнего Севера, Дальневосточного федерального округа, а также в Арктической зоне и новых регионах. Еще одно предложение комитета — доработать вопросы медобразования в колледжах, например, закрепить приоритетное право зачисления в медколледжи абитуриентов, которые заключили целевой договор на этапе поступления.
В итоге комитет поддержал разработанный Минздравом законопроект.
Заместитель председателя комитета Алексей Куринный (КПРФ) на заседании отметил, что необходимо обсудить проект с представителями медицинского сообщества, напомнив, что предыдущая версия документа получила много негативных отзывов во время общественного обсуждения. По словам Леонова, комитет по науке и высшему образованию Госдумы готовит такое обсуждение в октябре.
По мнению Леонова, негативные отзывы на проект связаны с тем, как освещают проект в СМИ. «Больше всего, в том числе и медики, воспринимают информацию в СМИ. Кто-то назвал это обязательной отработкой, у людей в голове теперь, что их пошлют куда-то отрабатывать, как было в Советском Союзе без всяких гарантий и прочее. Конечно, они все будут против. Я уверен, что 990 из 1000 человек, которые оставляли негативные отзывы во время открытого обсуждения, вообще не читали этот законопроект, их впечатление складывается исходя из позиции прессы», — сказал он на заседании.
По мнению Леонова, предлагаемые нововведения нельзя назвать «обязательной отработкой», так как у врачей есть выбор — отказаться от наставничества, но пройти повторную первичную аккредитацию.
«Сейчас с учетом кадрового дефицита системы здравоохранения….хоть какой-то даем шанс государственной системе здравоохранения привлечь больше специалистов. Мы безусловно должны это поддерживать», — добавил Леонов.
Куринный отметил, что дефицит сформировался в том числе из-за неравных условия работы. По его мнению, можно было бы решить вопрос изменением зарплат тем, кто работает в госсекторе, но «выбрали другой подход».
Согласно опросу, проведенному в конце августа онлайн-сервисом «Справочник врача», 83,1% опрошенных негативно оценили предложение ввести обязательные договоры о целевом обучении для студентов медицинских и фармспециальностей на бюджетных местах. Из них 25% указали на возможное нарушение конституционных прав, еще четверть-на работу «для галочки», которая не будет приносить качественной помощи. По мнению еще 21% опрошенных из тех, кто не одобряет предложения Минздрава, в результате реформы госучреждения получат «бессловесного раба» и не будут идти навстречу при распределении. Участники опроса также отметили, что в отдаленных регионах, куда могут отправить молодого врача, нет условий для «нормальной работы», в том числе санитарного транспорта (12,1%), а также «нормальной инфраструктуры и условий для жизни» (10,2%).
При этом не все, кто негативно оценил введение отработки для бюджетников, отказались бы от поступления в медвуз, зная о такой обязанности заранее. Так, 47,3% всех опрошенных ответили, что пошли бы учиться, даже если бы заранее знали, что должны будут отработать по целевому договору после учебы. Отказались бы от поступления остальные 52,7%.
В Минздраве обращали внимание, что законопроект формировался не только на основе позиций ведомств и региональных властей, но и с учетом поступивших предложений от граждан и профессиональных сообществ.