Blitz
0
0

«Узнал свое имя в 16 лет». Умер легендарный администратор «Спартака»

В пятницу, 12 сентября, скончался многолетний администратор московского «Спартака» Александра Хаджи. Ему было 79 лет.

В «Спартаке» Хаджи работал практически 26 лет. Он начал свой путь в клубе в 1983 году в качестве администратора, а завершил карьеру в конце 2008-го.

За это время Хаджи выиграл вместе с командой одиннадцать золотых медалей чемпиона страны, семь серебряных, три бронзовых и четыре Кубка страны. С 2022 года был членом Комитета ветеранов «Спартака».

Отец Хаджи был родом из Турции, а дед — генеральным секретарем местной коммунистической партии. В начале 1920-х семья была вынуждена эмигрировать в Советскую Россию из-за политического преследования. С будущей женой отец Хаджи познакомился уже в Москве.

Сам Хаджи узнал о своем настоящем имени, Салих Лютфиевич, только в 16 лет при получении паспорта. До этого его все звали Сашей.

«Узнал, что меня зовут Салихом Лютфиевичем, только в 16 лет, когда паспорт получал. До этого все Сашей звали, да и крещеный я», — сказал Хаджи «Матч ТВ».

Часть жизни Хаджи прожил в Новодевичьем монастыре. «Во время войны семья переехала в монастырь, который был филиалом Исторического музея (там работали родственники по материнской линии). Я родился в 1946-м и прожил в Новодевичьем 17 лет, пока нам не дали квартиру в Черемушках. В кельях были коммуналки, монашки жили отдельно. Детство лучше, чем мое, представить невозможно», — вспоминал Хаджи в интервью «Матч ТВ».

В монастыре была футбольная площадка, где он с утра до ночи играл в футбол. Позже, когда была построена Футбольная школа молодежи (ФШМ), записался туда. Главным тренером ФШМ был Константин Бесков, который увидел в парне потенциал и поставил его в защиту.

Позже, играя за заводскую команду «Союз», Александр Хаджи однажды принял участие в двусторонней игре с луганской «Зарей», которая проводила сборы в «Лужниках» под руководством Константина Бескова (тренер возглавлял команду в 1964–65 гг.). Игра Хаджи произвела сильное впечатление на Бескова, и он пригласил его в Луганск. Однако Хаджи, уже «переболев» большим футболом, решил остаться в Москве, где у него была семья и учеба в институте.

В 1980 году Константин Бесков, на тот момент главный тренер «Спартака», пригласил Александра Хаджи работать в московский клуб на должность администратора.

«Бесков два раза меня приглашал. Администратором там работал Володя Миронов, с которым мы дружили. <…> Мне сказали, что он увольняется. Когда же узнал от него, что это не так, отказался идти на «живое» место. Выполнял внештатно отдельные поручения. Но потом с Мироновым все-таки расстались», — сказал Хаджи в интервью «Sportbox».

В «Спартаке» Хаджи начинал как обычный администратор. Позже (уже после распада СССР) занимал должности генерального менеджера и генерального директора, пока в клуб не пришел Юрий Первак в 2004 году. Последний заявил, что именно он является генеральным директором. Хаджи в ответ выразил готовность продолжать свою работу, лишь попросив не вмешиваться в его дела. В итоге Хаджи был переведен на должность главного администратора.

В интервью «Советскому спорту» 2016 года Александр Хаджи рассказал, как ему пришлось покинуть клуб.

Валерий Карпин, придя на должность, начал проводить кадровые изменения, увольняя людей. Это коснулось сотрудников разных уровней: от оператора до массажистов и врачей. Хаджи недоумевал по поводу некоторых увольнений, в частности, оператора. Карпин объяснял это «другой методикой» и тем, что оператор ему «не нужен». Также были вопросы по поводу высокой зарплаты Вячеслава Зинченко — «мастера по ремонту обуви», который получал больше главного бухгалтера.

Вскоре произошли несколько последовательных увольнений коллег Хаджи, он же был уволен последним — 29 декабря 2008 года.

«29-го я написал заявление об увольнении по собственному желанию», — вспоминает Хаджи. — «А 30-го позвонил кадровик: ‘Зайдите в клуб, надо документы подписать’. Приехал. ‘Сейчас к вам придет руководство’», — рассказал он в интервью.

По словам Хаджи, когда он приехал в клуб, его встретило руководство вместе с Валерием Карпиным с цветами, шампанским, фруктами и картиной в подарок. Тогда главный тренер благодарил его и говорил о надежде на дальнейшее сотрудничество, что полностью противоречило ситуации с заявлением об увольнении. Это вызвало у Хаджи недоумение: «Я чего-то не понял, Валера. Ты же вчера велел заявление написать». — «После 10 января все решим». Но когда он вновь приехал в клуб 12 января, Карпин избегал его, «два раза пробежал мимо» и обещал позвонить, чего так и не сделал.

Многолетний администратор «Спартака» сказал, что причину увольнения ему так и не сказали. «Журналисты у Карпина спрашивали — отмалчивался. Тихонов, Титов, Романцев задавали вопросы — ничего не говорил», — отметил он.

Также Хаджи признавался, что после ухода из «Спартака» многие клубы его звали к себе: «И в Москве можно было поработать, и в провинции». Но от предложений из других команд он отказался.

Хаджи часто говорил, что работа администратора, которую многие считают легкой, в советское время и в 90-е годы была настоящим испытанием. Без современных удобств — мобильных телефонов, электронной почты, банковских карт — ему приходилось справляться в одиночку.

«Это сейчас у каждого клуба департаменты, наберут народу! А я работал один, только в последнее время появился помощник. <…> Деньги с собой возил, когда спал — сумку к руке привязывал. Суммы были! В 90-е до миллионов доходило. А надо еще и форму приготовить. Сам стирал…», — рассказывал он «Совспорту».

Работа администратора, как вспоминал Хаджи, требовала не только организаторских способностей, но и настоящей находчивости. Был случай, когда команда прилетела в Северную Ирландию на матч с «Глентораном», а форма так и не прибыла.Главный тренер «Спартака» Константин Бесков тогда коротко бросил: «Ищи где хочешь!». Хаджи смог решить эту проблему. Зайдя в спортивный магазин, он дал сотруднику банку черной икры в обмен на форму. В итоге, «Спартак» вышел на игру в бордовых футболках в черную клетку.

Также были моменты, когда приходилось выручать игроков из неприятностей. Хаджи рассказал случай, когда «один чудила» в Германии в магазине авторучку украл. «У него на руках купюра в тысячу марок, а он на ручку позарился… Кадр. Комиссар, когда из участка выпускал, на голову показал: «Даун?». Отправили домой», — вспомнил Хаджи.



Комментарии

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив