Blitz
Как Китай сделал ставку на ШОС в противостоянии с Вашингтоном
0
0

Как Китай сделал ставку на ШОС в противостоянии с Вашингтоном

1 сентября в портовом городе Тяньцзинь завершился 25-й саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), ставший крупнейшим за всю историю объединения. В нем приняли участие более 30 глав государств (среди них лидер КНДР Ким Чен Ын, премьер Словакии Роберт Фицо, президент Сербии Александр Вучич) и международных организаций, включая генерального секретаря Организации Объединенных Наций (ООН) Антониу Гутерриша. Мероприятие прошло под председательством лидера КНР Си Цзиньпина.

ШОС основана 15 июня 2001 года на базе «Шанхайской пятерки» (в этом формате Китай, Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан обсуждали вопросы, связанные с укреплением доверия в военной сфере в приграничных районах). Сейчас в объединение входят также Белоруссия, Индия, Пакистан, Узбекистан и Иран. В 2026 году председательство в организации переходит от Китая Киргизии.

Главным итогом двухдневного саммита стало принятие Тяньцзиньской декларации, прежде всего зафиксировавшей договоренность создать Банк развития ШОС, проект которого активно продвигал Китай. Конкретные сроки учреждения финансового института, однако, не указаны.

Смещение фокуса внимания организации с вопросов безопасности на экономическое сотрудничество подчеркнул и выбор площадки: Тяньцзинь один из ключевых логистических хабов китайской инициативы «Один пояс, один путь», в которую вовлечены многие участники ШОС. Китайские власти также объявили на саммите, что выделяи до конца года 2 млрд юаней ($275 млн) в качестве грантов странам-участницам и предоставят еще 10 млрд юаней ($1,4 млрд) в виде кредитов через Межбанковское объединение ШОС.

В итоговой декларации участники саммита подтвердили приверженность сотрудничеству в сфере безопасности, включая борьбу с терроризмом и наркотрафиком. В документе также зафиксированы новые вызовы: лидеры договорились о совместном противодействии рискам ИИ и поддержали суверенное право государств на регулирование интернета. Собравшиеся также осудили удары США и Израиля по Ирану и гибель гражданского населения в секторе Газа.

Как и в Астанинской декларации 2024 года, в итоговом документе не упомянута Украина. Однако президент России посвятил конфликту часть своего выступления на заседании совета глав государств ШОС. Владимир Путин заявил, что для устойчивого урегулирования конфликта необходимо «устранить его первопричины», к которым отнес организованный, по его мнению, Западом переворот на Украине и втягивание этой страны в НАТО. Путин также сообщил, что недавние переговоры с президентом США Дональдом Трампом на Аляске «открыли дорогу» к миру, пообещав проинформировать коллег по ШОС о деталях договоренностей.

Всего на саммите в Таньцзине было принято 20 документов, в том числе:

Накануне саммита Армения и Азербайджан, имевшие статус партнеров ШОС по диалогу, подали заявки на полноценное членство. Пекин публично их поддержал, но по итогам встречи решения о расширении организации не последовало. По данным азербайджанского телеканала Anewz, заявку Баку в очередной раз заблокировала Индия; вступлению Еревана препятствует Пакистан, несмотря на подписанное ранее соглашение об установлении дипломатических отношений, утверждает «АрмИнфо».

В Таньцзине было принято решение объединить в единый статус «партнер ШОС» прежние категории «наблюдатель» (ранее к ней относились Афганистан и Монголия) и «партнер по диалогу» (их было 14, в Тяньцзине к ним добавился Лаос). Сама же организация получила статус наблюдателя при Содружестве гезависимых государств (СНГ).

На полях саммита лидеры стран-участниц и приглашенные гости, включая президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, провели серию двухсторонних встреч. Путин задержится в Китае после саммита еще на два дня: 2 сентября у него запланированы переговоры с Си, а 3 сентября — участие в грандиозном военном параде на площади Тяньаньмэнь в честь 80-летия окончания Второй мировой войны.

Особое внимание Си Цзиньпин на саммите уделил своей идее сформировать «равноправный и упорядоченный многополярный мир». По мнению китайского лидера, международное сообщество должно «противостоять менталитету холодной войны, блоковому противостоянию и практикам запугивания». Он подчеркнул необходимость защищать многостороннее торговое устройство, в центре которой стоит Всемирная торговая организация (ВТО). Как и прежде, Си избегал прямых упоминаний США, однако его заявления о неприемлемости «гегемонии и политики с позиции силы» явно были адресованы Дональду Трампу.

В апреле США и КНР взаимно повысили тарифы на ввоз китайких и американских товаров до беспрецедентных 145% и 125% соответственно. В июне сторонам удалось договориться о перемирии и снизить ставки, но в августе Трамп лишь временно, до 10 ноябряЮ продлил действие пониженных тарифов, оставив себе козыри для переговоров о полноценной торговой сделк, с Пекином.

Важным в этом смысле стало участие во встрече в Таньцзине индийского премьера Нарендры Моди, впервые посетившего Китай за семь лет. Дели, как и Пекин, оказался в фокусе тарифной атаки Белого дома: 27 августа США ввели против Индии «штрафные» 25-процентные пошлины за покупку российской нефти и призвали к аналогичной мере европейских союзников. Однако Нью-Дели отказался сворачивать энергетическое сотрудничество с Москвой. Давление Вашингтона ускорило процесс нормализации отношений между Китаем и Индией, осложненных давним территориальным спором, приводящим к регулярным стычкам на границе. В Тяньцзине Си на встрече с индийским премьером заявил о необходимости быть «партнерами, а не противниками», использовав метафору о совместном танце «дракона и слона», а Моди подчеркнул общую ответственность за благосостояние 2,8 млрд человек, проживающих в двух странах.

Отдельное внимание привлекло участие в саммите ШОС сразу пяти лидеров стран — участниц Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Малайзии и Мьянмы (Индонезия была представлена на уровне главы Министерства иностранных дел — президент Прабово Субианто был вынужден в последний момент отменить поездку из-за беспорядков в Джакарте). Все эти страны также столкнулись с повышением американских пошлин — от 19 до 40% — и возросшим вниманием со стороны Пекина. В апреле Си посетил Вьетнам, Малайзию и Камбоджу, убеждая их власти в необходимости и взаимовыгодности стратегического партнерства с КНР.



Комментарии

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив