Blitz
Предсказал успех Хиддинка. Каким рьяным фанатом футбола был Родион Щедрин
0
0

Предсказал успех Хиддинка. Каким рьяным фанатом футбола был Родион Щедрин

Народный артист СССР, композитор Родион Щедрин умер на 93-м году жизни.

Щедрин — один из самых известных композиторов второй половины ХХ века. Он автор балетов «Конек-Горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», премьеры которых состоялись в Большом театре, а также опер «Лолита», «Очарованный странник», «Боярыня Морозова», «Левша», «Рождественская сказка».

Щедрин, как и его супруга Майя Плисецкая, был поклонником спорта. В интервью «Спорт-Экспрессу» великая балерина рассказывала: «Настоящий-то знаток спорта не я, а мой муж — Родион Константинович».

«Вообще, мне кажется, все мы от рождения, от того, какой ведем образ жизни, делимся на две категории — на людей спортивных и антиспортивных. Я принадлежу к первой половине. К тому же когда дома такая жена, то как можно быть расплывчатой тушей!» — отмечал Щедрин.

Он говорил, что всегда занимался спортом: бегал на лыжах, на коньках, в юности ходил в секцию бокса. «Уже в достаточно зрелом возрасте выполнил третий разряд по виндсерфингу, чем очень горжусь, — вспоминал композитор.

«Давно увлекаюсь водными лыжами, причем катаюсь довольно хорошо, — рассказывал Щедрин. — Помню, лет пятнадцать (на момент разговора Щедрину было 70 лет. — РБК) назад какой-то журналист наблюдал в Сухуми за моими тренировками, будучи уверенным, что я профессиональный спортсмен. Потом, узнав, что я «всего лишь» композитор, страшно удивился, о чем и написал в газету. А я, между прочим, в Майами и со сборной США тренировался. Во время гастролей во Флориде местные музыканты меня спросили, как бы мне хотелось отдохнуть. Конечно, вспомнил о водных лыжах. Один коллега всплеснул руками и сказал, что его друзья — чемпионы Америки. С ними и катался».

В 2002 году 70-летний Щедрин так рассказывал о своем режиме: «По утрам обычно, если не бегаю, катаюсь на велосипеде».

Не случайно на Олимпиаде-1980 чемпионов награждали под музыку Щедрина: «Да, победителям играли мои фанфары. У меня сохранился даже пропуск участника Игр».

Но самым любимым видом спортом Щедрина с Плесецкой был футбол.

«Мы с Майей Михайловной рьяные футбольные болельщики, — отмечал он. — Прекрасно помню времена, когда играли Бобров, Федотов, Гринин, Дементьев, Николаев, Соловьев, Бесков... Потом пришли другие поколения. Был знаком с Валентином Ивановым, Численко, Бесковым и его женой Лерой, тренером Александром Севидовым…»

Щедрин часто играл в футбол даже в преклонном возрасте.

«В студенческие годы нередко бывал у родственников в подмосковной Тарасовке и, конечно, частенько заглядывал на спартаковский стадион, — вспоминал он. — Помню, как-то с Сергеем Сальниковым побросали друг другу мяч, затем вместе жонглировали. Жаль, с Численко, которым всегда восхищался, на поле встречаться не приходилось. Он был человеком неразговорчивым.

«У нас, как всегда, власть талантливых людей травила. Ему приписывалась какая-то неприглядная история с болоньевыми плащами. А чего стоит страшная трагедия Стрельцова, у которого украли лучшие годы! Уже после тюрьмы — потяжелевший, облысевший — он с Ивановым такие игры выдавал... Никакому Роналдо не снилось», — добавил Щедрин.

Также он не скрывал восхищения от игры Всеволода Боброва.

«За игрой Боброва посчастливилось наблюдать совсем вблизи. Отец моего друга пианиста Сергея Доренского был фотокорреспондентом и иногда доставал нам пропуск, с которым можно было сидеть на стадионе «Динамо» за футбольными воротами. У меня для приличия был какой-то старый фотоаппарат, но я о нем во время игры быстро забывал, — вспоминал композитор. — Видел, как Бобров — уже не в форме, с лишним весом — выходил во втором тайме и, несмотря ни на что, продирался сквозь защиту, забивал голы. Феноменально!».

Щедрин и Плисецкая были лично знакомы с легендами футбола — Пеле, Марадоной, Мишелем Платини, Лотаром Маттеусом. Плисецкая даже заступалась за Марадону на аргентинском радио. «Заявила, что Марадона — гений, а гения травить нельзя. После этого какие-то тренеры, с которыми столкнулась в гостинице, от меня демонстративно отвернулись. А Марадона прислал мне мои любимые духи «Бандит», — говорила она.

Также Плесецкая с Щедриным в 2002-м выступили в защиту Дмитрия Сычева, который со скандалом ушел из родного «Спартака» в «Марсель».

«Я против тех явно советских мер, которые применялись к Сычеву, — отметила Пллесецкая. — Все это напомнило мне наше прошлое. При советской власти считалось, что и артисту, и спортсмену, и художнику — всем нужно работать бесплатно. А, как говорил Шаляпин, бесплатно только птички поют. И все обязаны были бить себя кулаком в грудь, каяться, чувствовать себя рабами и виноватыми. Потом еще кто-то удивлялся, почему люди стали убегать. Да потому, что на Западе платят, потому, что там чудные условия. И не надо говорить, что те, кто уехал, не патриоты. Просто каждый человек хочет быть там, где ему не хуже, а лучше».

При этом Щедрин подчеркнул, что «деньги не все решают», напомнив о выступлении «наших орлов-хоккеистов, которые получают в Америке миллионы», а на Олимпиаде-2002 «оказались какими-то тусклыми».

Щедрин рассказал, что видел прощальный матч Маттеуса: «Помню, как Маттеус после своего прощального матча в Мюнхене обошел стадион, посылая болельщикам воздушные поцелуи. Это было трогательно. Когда знаменитых футболистов, которые доставили людям столько радости, провожают, готов хоть трое суток стоять и аплодировать им».

Но несмотря на любовь к футболу, Щедрин признавался, что не смог бы связать всю жизнь с этим видом.

«Вообще прожить всю жизнь лишь с футбольным мячом — страшное самоограничение. Да, мяч весом в четыреста с лишним граммов — это чудо-изобретение. Он скачет, прыгает, отвечает на твои движения, им можно жонглировать. Но все-таки посвятить ему всего себя... С другой стороны, спорт — изумительная вещь. Красив, героичен, динамичен, чистоплотен».

Щедрин еще в 2002 году призывал пригласить иностранного тренера в сборную России (в итоге это произошло спустя четыре года).

«Знаете, никого не хочу обидеть, но, думаю, есть смысл приглашать из-за границы интересных хореографов, режиссеров, тренеров, — поделился мнением Щедрин. — Не побоялись же корейцы позвать к себе перед мировым чемпионатом голландца Хиддинка. И только выиграли от этого. Да, у нас есть свои специалисты. Но, может быть, и нам все-таки стоит попробовать пойти по такому же пути. Хотя бы для того, чтобы познакомиться с другой школой, с тренерами, исповедующими другие принципы».

«Почему англичанам — родоначальникам футбола — не стыдно, чтобы их сборную тренировал швед Эрикссон? В России же все еще живучи советские традиции — мол, зачем нам чужой, это непатриотично, у нас свои есть», — отмечал он.

А в 2006 году в интервью «Советскому Спорту» предсказал успех сборной России под руководством Гуса Хиддинка. К тому времени Хиддинк удачно выступил со сборной Южной Кореи (4-е место на ЧМ) и Австралии (впервые вышли из группы ЧМ и в равной борьбе проиграли Италии, будущем чемпиону), но не провел ни одного матча в качестве тренера сборной России.

«То, что пригласили иностранца, — мудрое решение. Очень мудрое решение, - говорил Щедрин. — Давно уже должен был возглавить нашу команду сторонний специалист, и слава богу, что это тренер такого уровня. Я думаю, он что-то да сделает. Другое дело, что из 23 заявленных игроков Австралии во внутреннем чемпионате играют только двое. Да и те не игроки основного состава. Остальные выступают в английской премьер-лиге преимущественно».

«Но сути дела это не меняет: Хиддинку удалось за короткий срок сделать из отдельных игроков настоящую, играющую команду. Виден принцип действия на поле, а не просто беготня», — добавил он.

При этом Щедрин призвал не ждать от Хиддинка сиюминутных результатов. Так и вышло — команда начала квалификацию Евро-2008 неважно. И после домашней ничьи с Израилем глава РФС Виталий Мутко сказал Хиддинку: «Гус, ты не волшебник».

«Сегодняшний футбол — это искусство. Но то самое искусство, которое требует жертв, — отмечал в 2006-м Щедрин. — Недаром сейчас футболистов выносят с поля, как гладиаторов в Риме. Они бьются до конца ради победы. Такое же отношение к работе должно быть у всех. Нужно, чтобы хороший профессионал долго, еще раз повторю: долго — работал с нашими футболистами. Долго и серьезно. В балете невозможно потренироваться два месяца и стать профессиональным танцовщиком».

В 2017 году на вопрос «АиФ» «о чем мечтается, чего хочется?» композитор ответил: «Хочу, чтобы чемпионом мира по футболу стала сборная России. Это было бы чудо! Я за российскую команду болею. И всегда был страстным болельщиком».

На что интервьюер заметила: «Но ведь наверняка есть и какая-то более реальная мечта, чем победа нашей сборной по футболу на чемпионате?».



Комментарии

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив