
Обязательная маркировка звонков с бизнес-номеров заработает с 1 сентября
С 1 сентября операторы связи будут обязаны передавать информацию о том, кто звонит с номеров организаций и индивидуальных предпринимателей. Соответствующее постановление подписано правительством, сообщил РБК представитель аппарата вице-премьера Дмитрия Григоренко.
Теперь при входящем вызове на экране телефона абонента помимо номера будет появляться название компании или ИП, а также категория звонка — например, «Банк», «Реклама» или «Услуги связи». Длина сообщения составит до 32 символов. Данные будут передаваться оператором на основе договора с бизнесом.
Маркировка звонков — часть масштабного пакета мер по противодействию киберпреступности. Изначально требование должно было заработать с 1 сентября. Но в начале августа «КоммерсантЪ» писал, что сроки введения обязательной маркировки могут сдвинуть с 1 сентября на 1 декабря 2025 года. В Минцифры тогда отмечали, что документ с этим предложением еще находится в проработке. Представитель аппарата Григоренко не пояснил РБК, почему в итоге решили отказаться от переноса срока. РБК направил запрос в Минцифры.
По словам представителя аппарата Григоренко, маркировка звонков направлена на борьбу с мошенниками, которые часто маскируются под легальный бизнес. «Человек сможет увидеть не просто неизвестный номер, а название компании и цель звонка. Это лишает мошенников их главного инструмента — анонимности», — отметил он.
Ранее бизнес выступал против маркировки звонков, поясняя, что в таком виде инициатива приведет к «необоснованной возможности заработка» для операторов, тогда как самому бизнесу придется нести затраты. В частности, директор по взаимодействию с госорганами «Троколор» Владимир Трунов говорил РБК, что затраты бизнеса вырастут «в два раза и более».
Позже с критикой инициативы по маркировке звонков выступил и Национальный совет финансового рынка (НСФР). В своем отзыве на инициативу они указывали, что введение маркировки приведет к росту цен на финансовые услуги, а также услуги связи. Глава НСФР Андрей Емелин тогда пояснял, что передача информации от юрлица оператору будет проводиться на договорной основе — маркировка в таком случае будет платной для инициатора звонка, в результате чего затраты на внедрение нового сервиса будут переложены на бизнес.
Операторы, в свою очередь, настаивают, что введение маркировки потребует от них дополнительных затрат. По оценке Минцифры, они составят более 11 млрд руб. за шесть лет.