
Как далеко готов зайти ЕС насчет гарантий безопасности для Украины
Гарантии безопасности для Украины стали одной из центральных тем трехдневной неформальной встречи министров иностранных дел и обороны стран ЕС, начавшейся сегодня вечером в Копенгагене. В ее преддверии канцлер ФРГ Фридрих Мерц заявил, что встреча президента России Владимира Путина и украинского лидера Владимира Зеленского «уже очевидно» не состоится. Это мнение разделила глава европейской дипломатии Кая Каллас. 29 августа она отметила, что тема гарантий безопасности относится к вопросам «завтрашнего дня», который «наступит не так скоро, если посмотреть на действия Путина».
На этом фоне европейцы считают крайне важным укрепить боеспособность Украины и усилить давление на Россию. ЕС разрабатывает 19-й пакет санкций, предполагающий, как сообщило Bloomberg, вторичные рестрикции против государств, которые оказывают поддержку Москве. Эти планы были подтверждены в заявлении Каллас, сделанном по итогам заседания в Копенгагене и поддержанном 26 странами блока за исключением Венгрии. «ЕС продолжит и нарастит свою всестороннюю поддержку Украины, в том числе путем ускорения работы над 19-м пакетом санкций<…>Мы продолжим работать с международными партнерами, включая США, чтобы положить конец агрессии России всеобъемлющим, справедливым и прочным миром», — говорится в сообщении.
Что же касается гарантий безопасности, то, как заявила Каллас, члены ЕС продолжате поддерживать тренировочные миссии для Вооруженных сил Украины и поддерживать военную промышленность республики. «Министры ЕС обсудят, как подготовить изменение мандата уже существующих миссий ЕС, чтобы они были готовы к продолжению милитаризации Украины в случае урегулирования конфликта», — уточнила глава евродипломатии на пресс-конференции. И она отметила, что каждая страна блока будет принимать решение индивидуально. Сегодняшний день о своей неготовности направлять военных на Украину публично говорят власти Польши, Германии, Венгрии и Словакии.
По информации Politico, европейцы обсуждают возможность создать в рамках мирного соглашения 40-километровую буферную зону на линии российско-украинского фронта. Но в блоке нет единого мнения, какой ширины будет эта зона. Также не ясно, удовлетворит ли Украину этот план, ведь инициатива, судя по всему, подразумевает территориальные уступки с ее стороны. По-прежнему остается открытым вопрос численности возможной миротворческой миссии, как и участие в ней США. По информации издания, американцы не участвуют в обсуждении этого плана.
ФРГ и Франция по итогам прошедших на этой неделе консультаций их лидеров выразили готовность предоставить Украине больше систем ПВО, больше инвестировать в оборонную промышленность республики и добиваться ее скорейшей интеграции в европейскую. Об этом говорится в заявлении Франко-германского совета по вопросам обороны и безопасности. Что касается гарантий безопасности, то отмечено, что ФРГ и Франция считают необходимым продолжать стабильное снабжение Украины вооружением, а также предоставлять ей разведданне. Стороны указывают и на важность разработки «коалицией желающих» будущей модели украинских вооруженных сил, «способных сдерживать будущие российские агрессии».
По словам Зеленского, к работе над «архитектурой сильных многосторонних гарантий» привлечены европейцы, американцы и другие партнеры из «коалиции желающих». «Сейчас над каждым конкретным компонентом работают советники по национальной безопасности, на следующей неделе вся конфигурация будет на бумаге», — сообщил он после разговора с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом 28 августа.
Свою концепцию президент Украины изложил на следующий день на брифинге. Гарантии безопасности он разделил на четыре блока.
Высказался Зеленский и по поводу саммитов «Россия — Украина» и «Россия — США — Украина». Разговоры чтобы провести такие встречи, начались с подачи Вашингтона после переговоров президентов Владимира Путина и Дональда Трампа на Аляске (США предлагали организовать сначала трехстороннюю встречу, потом двустороннюю; затем в Вашингтоне заявили, чтобы Путин и Зеленский встречались вдвоем). Украина, которая долго ратовала за прямую двустороннюю встречу, сейчас выступает за трехстороннюбю. «Ждем каких-то сильных шагов от США в сторону России, потому что они предложили нам, и мы согласились. А Россия еще не согласилась», — сказал Зеленский.
Россия неоднократно подчеркивала, что встреча на высшем уровне должна быть тщательно подготовлена. «Встреча не запланирована», — сказал в августовском интервью NBC глава МИД России Сергей Лавров, уточнив, что Путин готов встретиться с Зеленским, «когда будет готова повестка дня саммита», «а она совсем не готова». Тем не менее, в Москве допускают, что Россия и Украина повысят уровень своих делегаций на переговорах в Стамбуле.
Что касается европейских идей относительно гарантий безопасности, то представитель МИД России Мария Захарова 29 августа заявила, что предлагаемые Западом варианты однобоки и строятся с расчетом на сдерживание России и втягивание украинской стороны «в орбиту НАТО». По ее словам, предоставление гарантий безопасности должно быть не условием, а результатом мирного урегулирования «на основе устранения первопричин кризиса на Украине». «Что, в свою очередь, будет гарантировать и безопасность нашей страны», — сказала она.
В Москве неоднократно отмечали, что речь должна идти о гарантиях не только для Украины, но и для России. Как упоминал Лавров, в основу могут лечь договоренности, которых Москва и Киев достигли на встрече в Стамбуле в 2022 году. Министр среди них назвал отказ Украины от вступления в НАТО и другие военные блоки, подтверждение ее нейтрального и безъядерного статуса. Обеспечение гарантий на себя могли бы взять постоянные члены СБ ООН (Британия, Китай, США, Франция) и другие ведущие государства, среди которых упоминались Германия и Турция. «В том контексте украинское предложение однозначно означало, что эти гарантии будут равными. Безопасность всех заинтересованных сторон, включая соседей Украины, будет обеспечиваться на равноправной, неделимой основе», — сказал 20 августа Лавров. Чуть позже он уточнил, что упомянутые страны гарантировали бы безопасность Украины «в русле логики, лежащей в основе ст. 5 Вашингтонского договора о создании НАТО».